Урок 2
Создаем временные ряды
Следующий шаг: определяем временной диапазон наших расчетов. Допустим, наш проект рассчитан на 10 лет. Из них 3 года — строительство, 7 лет — эксплуатация. Таким образом, максимальное количество столбцов будет равно 120 (10 лет Х 12 мес.). Вы спросите, зачем так много? Отвечаю, как правило, финмодель — стратегический инструмент, позволяющий заглянуть в «светлое» будущее, но иногда финмодель превращается в тактический инструмент. Своего рода бюджет на 10 лет. Вот для таких случаев и предусматривается такой запас столбцов. По опыту могу сказать, что такая картина часто встречается на эксплуатационной фазе проекта. Изначально модель была годовая, а потом жизнь потребовала детализации.

Итак, отсчитываем 120 столбцов, начиная с столбца P и заканчивая столбцом EE. Просто протягиваем (заполняем) ячейку P11 вправо до ячейки EF11. Потом скрываем не нужные нам столбцы. Для этого выделяем все столбцы, начиная с EF до конца книги. Наводим курсор на столбец EF и кликаем по нему левой клавишей мыши (или нажимаем Crtl + пробел) — выделяется столбец EF. После чего нажимаем клавиши Shift + Сtrl + → (стрелка в право) — выделяются все столбцы до конца книги. Нажимаем на ленте «Очистить все» («Лента» -> «Основные вкладки» -> «Главная» -> «Редактирование» -> «Очистить» -> «Очистить все»). Тем самым удаляем все ненужные данные и сокращаем размер файла. Далее нажимаем Shift + Alt + → (стрелка в право) — группируем пустые столбцы. Теперь они не будут участвовать в расчетах. Альтернативный вариант группировки — это скрыть ненужные столбцы. Выделить их и нажать правую клавишу мыши, потом выбрать команду «Скрыть». Закрепляем область начиная с P12. Это простое упражнение сократит огромное количество времени при заполнении нашей рабочей зоны.
Рисунок № 1. Создание рабочей зоны. Шаг 1: заполняем 120 столбцов
Рисунок № 2. Выделяем пустые столбцы до конца листа и группируем их.
Рисунок № 3. Шаг 3: закрепляем область
Рисунок № 4. Шаг 4: окончание — после группирования столбцов
Теперь создаем временные ряды. Заполняем ячейки в столбцы G. В ячейки G2:G9 вводим: «Дата начала периода», «Дата конца периода», «Год», «Порядковый номер года с начала проекта», «Квартал», «Порядковый номер квартала с начала проекта», «Месяц», «Порядковый номер месяц с начала проекта».

Добавляем новые строки для новых данных — фаз проекта: «Строительство», «Эксплуатация». График финансирования: «Акционерное финансирование», «Долг», и график отображения фактических данных «Факт».
Тут надо отметить, что степень детализации фаз и графиков может быть любая. Все зависит от требований заказчика финмодели. Например, фаза строительства может быть разбита на проектирование, строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы.
Рисунок № 4. Создаем временные ряды. Добавляем фазы и графики реализации проекта.
Добавим красоты. В ячейку A1 вставим формулу названия листа. Теперь название листа будет автоматически отражаться в данной ячейке.
Формула № 1. Название Листа
Вставим две строчки ниже и в ячейках B2 и B3 напишем «Сценарий», «Наличие ошибок». Позже мы изменим их. Они будут показывать название выбранного «Сценария» и сообщать о наличии ошибок.

Сгруппируем временной ряд по строчкам. Выделяем строки 7—23. Нажимаем Shift + пробел — выделяем строки. Затем Shift + Alt + → (стрелка в право) — группируем строки 7—23. Потом делаем подгруппы. Добавим еще одну строчку между 7 и 8 строкой. В ячейке G8 напишем подзаголовок «Период». Далее группируем строки. Делаем три подгруппы.

Теперь вы должны получить вот такой результат.
Рисунок № 5. Группировка строк
Для удобства и экономии времени, вы можете воспользоваться файлом–приложением к книге А. В. Финогенова «Базовый курс по финансовому моделированию. Пошаговая инструкция по созданию финансовой модели в Microsoft Excel» и посмотреть пошаговые действия в Excel.

Для этого купите книгу и напишите письмо на afinmodels@icloud.com.
Made on
Tilda